Языковая картина мира в поэтическом наследии Цыдыпа Жамбалова

Языковая картина мира в поэтическом наследии Цыдыпа Жамбалова

Дашинимаева Юмжидма Арьяновна

Богата агинская земля талантливыми людьми. Среди них особое место занимают поэты, призывающие читателей к трепетному отношению ко всему окружающему. Каждое стихотворение пронизано глубокой любовью к малой Родине, обычаям и традициям, культуре народа, инее одно поколение людей воспитывается на произведениях, несущих духовно- нравственные ценности.

Представляется, что анализ стихотворения «МАТЬ» Цыдыпа Жамбалова позволит выявить национально- культурное своеобразие языковой картины мира бурятского народа. Неразрывное единство языка и культуры помогает восстановить лежащие в их основе народные ценности через анализ языковых единиц. Информация о культуре заложена именно языке, которых формирует человека как носителя культурной информации, традиций, обычаев.

Мать

Явился я, как матеор из мглы,

пусть волосы у матери белы,

я – черный волос в этой серебре,

я – плод, который рано на заре

она в лучах, как яблоня, омыла,

отдав биенье сердца своего.

Но вней самой луны и солнца сила.

Нет матери превыше никого.

Нет матери теплее никого.

Верней всего – сравнить с землей родной

ее лицо, и потому весной

багульник я сажаю каждый год.

Пусть материнский лик всегда цветет.

Жизнь сложною бывают и крутою,

мать к сыновьям в беде всегда идет.

Свой тихий дом, свое гнездо родное,

Как ласточка степная, бережет.

И кем бы не пришлось – пусть сильным самым,

ученым самым в этом мире стать,

но грош тебе цена,

коль ты не помнишь маму,

когда свою не уважаешь мать.

За то, что в муках родила тебя,

за то, что ты живешь на этом свете

с отцовским именем, работая, любя,

за то, что улиц шум иль сельский ветер

вокруг тебя и твой прекрасен век,

за то, что ты сегодня – человек,

за то все ты матери спасибо

скажи – она тебя, как степь, носила

в себе. И, стара и молода,

она одна, как родина, всегда.

Превыше всех людей ее ценю.

И с Родиной одной ее сравню.

Жизнь мерь не звезд  числом – биением сердцем.

Не вечна наша жизнь. Настанет ей конец.

Стареет мать, дряхлеет мать, становиться седою,

но почему – то кажется мне вечно молодою.

В улыбке вдруг расправятся ее морщинок сети:

«Что пожелаешь мне на том, печальном свете?»

Я отвечаю ей: «Живи, моя родная,

на  празднествах семьи царицей восседая».

Но мама все равно про смерть толкует много,

как  видно, собирается в далекую дорогу.

Мне трудно  от нее слова такие слышать

и в шутку говорю – пусть небо станет выше.

Ты, мама, с высоты скорее оглядись

и юной матерью опять на землю воротись.

Ведь правду говорят – рожать и умирать

один  на свет труд. Не уходи же, мать.

Ты – и в зиме – весна, ты – вечное огниво,

негаснущий   цветок и золотая нива.

           При определении композиции стихотворения выявлены микротемы по предложениям: 1 часть: 1 пред. – ребенок для матери самый дорогой человек. 2 предл. – мама – самое святое на земле. 5-6 предл. – мать сравнивается с природой,  землей родной. 7-8 предл. Мать оберегает своих детей житейских неурядиц. 9 предл. – не социальный статус определяет человеческую сущность,а отношение к матери. 10 предл. – призыв героя преклонить колени перед ней. 11-13 предл. – мать сравнивается с Родиной.

2 часть: 1-6 предл. – бренность земной жизни, быстротечность времени. Мать для героя всегда молода, хранительница семейного очага. 7-11 предл. – мать – символ вечно неугасающего света, она всегда с нами, «покуда» мы живы. Форма композиции – скрытый диалог лирического героя с читателем, с самим собой , с матерью. Ключевые слова текста:  «я» «мать».

Отсюда следует построить словесные тематические ряды. Образ лирического героя создается через выражения: я – черный волос, я – плод, багульник я сажаю, мать ценю, мне кажется вечно молодою, мне трудно и т. Д. образ матери создается при помощи изобразительно – выразительных средств: волосы у матери белы, нет матери превыше, теплее никакого, материнский лик всегда цветёт, мать к сыновьям в беде всегда идет, в муках родила тебя, матери спасибо скажи, она одна, как  родина, стареет мать, становится седою и юной матерью опять на землю воротись, ты – и в зиме – весна, ты – вечная огниво, негаснущий цветок, золотая нива  и т.д.

Во 2 части стихотворения второе и последнее предложения являются сильными позициями текста, несущими основной философский смысл:

Не вечна наша жизнь….

Ты – и в зиме – весна, ты – вечное огниво,

Негаснущий цветок и золотая нива.

И так, мать для лирического героя - самое святое на земле, символ вечного,               неугасающего света.

Раскрытие художественных образов по предложениям: 1 часть: 1 предл. – лирический герой чувствует себя частицей материи, продолжателем рода. 2 предл. – герой берет силу, заряжается энергией у матери, она олицетворяет физическую и нравственную силы. В лице матери герой видит «силу луны и солнца», которых связывает с древними прародителями. 3 – 6 предл. – нет никого теплее, лучше матери. 7 – 8 предл. – какие бы трудности не повстречались на жизненном пути, человек надеется на материнскую помощь. 9 предл. – кем бы ты не стал, но если не уважаешь, не помнишь мать, то ничего не стоишь в этой жизни. 10 предл. – спасибо матери за то, что ты есть. 11- 13 предл. – мать ни кем не заменить.

2 часть: 1 – 6 предл. – жизнь человеческая не бесконечна, проходит время, мать стареет, но она для сына остается всегда молодой, царицей восседая в кругу семьи. 7 – 11 предл. – «уход» матери – невосполнимая утрата. Итак, своеобразие системы художественных образов обусловленной реалиями бурятской культуры. Через языковые средства, актуализацию культурных смыслов автор приходит к утверждению общечеловеческих ценностей.

Анализ языковых уровней стихотворения. Фонетический уровень. Прием аллитерации - /м/, /с/ - пусть сильным самым, ученным самым в этом мире стать. - /н/ - не вечна наша жизнь. Ассонанс - /а/ - явился я. - /е, и/ - нет матери превыше… нет матери теплее. Лексический уровень. Отмечается частое повторение слов – мать, мама (13 раз), которые помогают автору цельно, емко нарисовать образ традиционной бурятской женщины. Формы местоимения «я» - (8 раз), «ты» - (11 раз), «она» - (9раз), которые несут личностный характер.

Морфологический уровень. Подсчитано количество употребления слов разных частей речи: глаголы и деепричастия – 45 раз; имя сущ. и личное местоимение – 128 раз; имя прил. и причастия – 28 раз. Наблюдается значительное преобладание имен сущ. и личных местоимений, т. е. видна предметность, состояние человека. Автору важна ощущения, мысли героя. Формы личных местоимений «я – ты» создают  геологичность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.